Зеркало смотреть онлайн КиноПоиск

Зеркало смотреть онлайн КиноПоиск

Зеркало смотреть онлайн КиноПоиск

Зеркало смотреть онлайн КиноПоиск

Зеркало смотреть онлайн КиноПоиск

Герой картины мучительно боится потерять любовь и понимание близких людей: матери, любимой женщины, сына. И чувствует, что жизнь с каждым днем все дальше уводит их друг от друга. Пытаясь сохранить семью, он обращается памятью к самым сильным впечатлениям своего детства, стараясь в том, детском, мировосприятии найти опору и оправдание своим сегодняшним переживаниям.

Рейтинг кинокритиков

в мире

100%

8 + 0 = 8

9.3

о рейтинге критиков

Рейтинг кинокритиков

Трейлеры Знаете ли вы, что...
  • Изначально по сценарию роли для Анатолия Солоницына в фильме не было, она была придумана специально.(Из воспоминаний М. Тереховой).
  • В квартире Алексея, когда он разговаривает с матерью по телефону, можно заметить плакат фильма «Андрей Рублев», режиссером которого также является Андрей Тарковский.
  • Идея создания фильма появилась в 1967 году после окончания съёмок картины «Андрей Рублёв». По воспоминаниям драматурга А. Мишарина, во время прогулки с Тарковским вдоль Измайловских прудов речь зашла о сценарной истории, в которой были бы отражены современность нашей страны, сегодняшний день, реалии нашей действительности. Сюжет предполагаемой картины при этом во многом совпадал с реальной жизнью Тарковского, в частности, обсуждались такие детали, как уход отца из семьи, непростые отношения главного героя с родителями и т. д.
  • Сценарий фильма имел название «Белый, белый день».
  • А. Мишарин и А. Тарковский начали писать сценарий в начале 1968 года в доме отдыха кинематографистов «Репино» под Ленинградом. Сюжет рождался из воспоминаний собственной жизни Тарковского, из рассказанных кем-то историй, из обсуждений литературных произведений и т. д. Вначале не было никаких записей. Только после того, как накопилось большое число идей и образов, Мишарин и Тарковский стали пытаться систематизировать всё то, что ими обсуждалось. Было выделено 36 эпизодов (впоследствии, учитывая намеченную длительность картины, их число сократили до 28). После этого сценарий стали переносить на бумагу — ежедневно записывали по два эпизода, обсуждали и вносили правки. Сценарий был готов через две недели, 14 эпизодов были написаны Мишариным, 14 — Тарковским. Сценарий имел необычную форму: его построили на предполагаемом диалоге с матерью Тарковского в виде анкеты — она отвечала на вопросы о своей жизни, каждый из её ответов сопровождался своеобразным кинематографическим комментарием.
  • На студии экспериментального творческого объединения Григория Чухрая сценарий фильма поддержали, но председатель Госкино А. В. Романов был категорически против. Реализация сценария «Белый, белый день» оказалась невозможной, и Тарковскому пришлось обратиться к другой теме: он приступил к съёмкам фильма «Солярис».
  • В 1972 году председателем Госкино был назначен Ф. Т. Ермаш, взгляды чиновников советского кинематографа стали либеральнее, и Тарковский получил разрешение снимать фильм по сценарию «Белый, белый день». Перед началом работы над картиной режиссёр пересмотрел подход к сценарию, в котором диалог с матерью предполагалось снимать скрытой камерой. Тарковский решил переписать сценарий, в результате чего диалог в форме анкеты с матерью, следовавший перед каждым эпизодом, был из сценария убран. Более того, когда фильм был запущен в производство, сценарий постоянно менялся, каждый день съёмочная группа не знала, какая именно сцена будет сниматься. Соавторы сценария перерабатывали эту сцену накануне и приходили на съёмочную площадку с обрывками бумаги, на которых был расписан новый вариант эпизода.
  • В процессе съёмки были добавлены новые эпизоды, заменившие убранное из сценария интервью с матерью, в частности, была значительно расширена роль матери в исполнении М. Тереховой.
  • По словам Олега Янковского, часть фильма снимали в Тучкове.
  • Когда снимали один из последних эпизодов фильма, Тарковский предложил новое название для картины — «Зеркало».
  • После окончания съёмок на этапе монтажа перед сценаристом и режиссёром возникли сложности с выбором последовательности эпизодов фильма. Всего было снято 32 эпизода. Тарковский предложил сделать «кассу для букв с 32 кармашками» и в каждую поместить карточку с названием эпизода: «Продажа серёжек», «Типография», «Сеанс гипноза», «Испанцы» и т. д. По воспоминаниям А. Мишарина, перекладывание карточек заняло более 20 дней — в каждом из вариантов последовательности выявлялись эпизоды, не вписывавшиеся в образную цепочку, не связывались и не вытекали из других эпизодов. В конечном итоге решение было найдено после того, как один из эпизодов вынесли в пролог, после чего последовательность всех остальных эпизодов гармонично «сложилась».
  • Монтажом фильма занималась Л. Фейгинова. По её словам, именно она настояла на том, чтобы эпизод «Я могу говорить», который по сценарию должен был быть внутри фильма, вынесли в пролог картины. Кроме того, Тарковский принял её предложение читать стихи на фоне кинохроники, тем самым делая стихи «достовернее и доступнее, а хронику — поэтичнее».
  • Премьерный показ фильма был устроен в узком кругу лиц, на премьеру пригласили Д. Шостаковича, П. Капицу, В. Шкловского, П. Нилина, Ю. Бондарева, Ч. Айтматова. Отзыв о картине с их стороны был положительным.
  • Председатель Госкино Ф. Т. Ермаш после просмотра фильма, по словам А. Мишарина, выдержал долгую паузу и затем сказал: «У нас, конечно, свобода творчества! Но не до такой же степени!» С одной стороны, в готовый фильм не вносили никаких исправлений, с другой стороны, реакция председателя Госкино повлияла на прокат картины — её показали только в нескольких кинотеатрах Москвы.
  • Ф. Т. Ермаш дважды обещал отправить фильм «Зеркало» на Каннский фестиваль, но так и не дал на это разрешения, фильм не попал и на конкурс Московского кинофестиваля. В то же время фильм был продан зарубежным прокатным компаниям, его показывали во Франции, Италии и других странах. В Италии «Зеркало» стало лучшим иностранным фильмом 1980 года.
  • еще 12 фактов
Редакционные материалы

Из книги «3500 кинорецензий»

оценка: 10.0/10 Если вам понравился этот , не пропустите... Если вам понравился этот , не пропустите Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их... все рекомендации к фильму (20) Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

ещё случайные

Vikusiya

Кино для интровертов и не только

Ну что, дорогие мои, посмотрела я наконец, Зеркало. Скажу избитую правду — фильмы Тарковского это признанная классика, их должен посмотреть каждый человек. Не надо стесняться того, что ты их не понял, они не для того снимались, я думаю. Они для размышления, для послевкусия, для обсуждения.
То, что не до конца понял, это я про себя прежде всего, да и не побоюсь обобщить для большинства людей моего поколения конца 80х. Что-то неуловимо уже изменилось в нас, в образе наших мыслей и что фильм излечивает и приводит к первоначальному состоянию души.
Мне сложно писать именно рецензию, я не чувствую в себе дерзновения, так сказать. Где я и где Тарковский. К этому фильму я еще не раз вернусь и пересмотрю, открою новые смыслы. Я сейчас позволю себе лишь обозначить ощущения от прикосновения к гениальности…
Запала в душу неспешность повествования с переплетающимися временными промежутками, где прошлое и будущее словно едины, замечательная операторская работа дает полное ощущения присутствия, я следила с широко распахнутыми глазами за историей героев. Прекрасная и абсолютно неземная Терехова… Сыгранный ею образ холодной матери мне знаком, он из моего детства… А характер ее героини? меня не покидает ощущение, что я посмотрела в зеркало на саму себя.

5 мая 2017 | 16:35

romanist13

Посылка из будущего

Философские, глубинные притчи возможно интерпретировать по-своему бесконечное число раз, рождая сотни вариаций просмотренного. Претендовать на единственно верное мнение в данном отношении бесполезно, всегда найдутся ярые оппоненты, кладущие твою точку зрения на лопатки, поэтому одно из величайших явлений советского кинематографа буду рассматривать исключительно со стороны визуальной.
И здесь Тарковский опередил своё время существенно. Кадры в рапиде сменяются кислотным черно-белым фильтром, своеобразным делителем на было/стало, а начальные русские берёзки — холодным урбанизмом вечно спешащей хмурой Москвы.
Мастер плёнки ваяет на ней, как на холсте, картину своего прошлого и настоящего, не скупясь на краски, то загоняя зрителя в угольно-черную безысходность, то выводя на яркий свет, палящий и обжигающий до самой души.
Если при просмотре фильма вам будет казаться, что вы не понимаете решительно ничего, просто досмотрите до конца, и составьте своё мнение. Это выше кинематографа. Это чистое изобразительное искусство.
10 из 10

8 января 2012 | 12:27

Jottok3

К фильму «Зеркало» у меня особое отношение

В 1974 году Андрей Тарковский снял фильм «Зеркало», за который получил столько критики, сколько не получал за все свои предыдущие и последующие картины. Фильм общепризнанно считается центровым в фильмографии режиссера. Сегодня я посмотрел его во второй раз.
Фильм не имеет явной сюжетной линии, поэтому нет смысла пытаться его пересказывать. Главный герой вспоминает картины из своего детства. Эти воспоминания перемешаны с событиями, происходящими вокруг. События в прошлом и настоящем совпадают и перемешиваются в сознании персонажа: в детстве он рос без отца, став взрослым, сам бросил сына. Путаницы добавляют актеры, которые играют по две роли: разных персонажей в разное время. Мать в прошлом — точная копия жены в настоящем. Сам герой в прошлом — копия своего сына в настоящем. Подчеркиваю, персонажи из прошлого похожи на настоящих, а не наоборот. Мы видим не объективную экранизацию прошлых событий, но экранизацию субъективных воспоминаний и субъективного восприятия действительности. Этот клубок предстоит распутать упорному зрителю, причем одного просмотра явно недостаточно.
В фильме есть несколько революционных моментов. Во-первых, съемка от первого лица на протяжении половины фильма. Напомню, 1974 год, Doom’а нет еще даже в проекте. Во-вторых, обилие рапидной съемки: замедленный бег, замедленное движение травы и деревьев. Это все за 30 лет до «Матрицы». В-третьих, нереально красивые контрасты: огонь под дождем, изысканные платья на фоне облупленных стен и много еще чего. Ну и кроме этого, обилие всевозможных символов и намеков, которые можно трактовать как по Библии, так и по Фрейду.
К фильму «Зеркало» у меня особое отношение. Этот фильм мне нравится и не нравится одновременно. Я восхищаюсь постановкой кадра, игрой актеров, многими диалогами и монологами. Меня также радует обилие в фильме чисто Тарковских фишек: с потолка там все время капает, камера плавно двигается кругами, стены вечно грязные. В то же время откровенно раздражает постоянное бубнение стихов Арсения Тарковского в исполнении автора, документальные кадры и некоторая несвязность фильма. Но все таки я признаю, что если выкинуть из фильма стихи, убрать хронику и попытаться упорядочить сцены, «Зеркало» больше потеряет, чем приобретет. Это авторское творение, гений мирового кинематографа знал, что снимать и как монтировать. Такой вот противоречивый фильм.
Рекомендуется к просмотру людям, имеющим склонность к возвышенному: фильм переполнен стихами, образами ренессанса и классической музыкой.
9 из 10

24 декабря 2009 | 12:18

kinovrs

«Черный квадрат» Андрея Арсеньевича ТАРКОВСКОГО…

КИНО уже давно стало одним из видов искусства, того искусства которое может изменять, разрушать, превращать, совершенствовать этот сложный мир, делать его лучшим, более добрым, искусства которое способно нам людям показать, что смысл жизни не только в материализме, ведь существует что-то, намного выше и прекраснее, чем то, что мы можем измерять-описать; сама реальность иногда бывает лишь иллюзией, туманом, за которым для нас нет ничего позитивного, лишь тот негатив, который способно «подарить» нам наше абсурдное, на первый взгляд, существование.
Само искусство и культура делают нас теми, кем мы являемся — ЧЕЛОВЕКОМ, человеком который способный осмысливать закономерности своего бытия, существования; жить!
С помощью искусства мы в состоянии постигнуть этот мир не только из научной точки зрения, но и из философской, то есть в буквальном смысле почувствовать, познать этот мир, его духовную природу и в то же время идентифицировать себя как личность интеллектуальную, познать то начало, которое находится выше нашего окружающего мира.
Литература, живопись, театр, музыка, кино… — этот ряд можно продолжать, но отдельно хотелось бы выделить КИНОИСКУССТВО, искусство которое может художественно осмыслить действительность, которое способно подарить ощущение чего-то величественного, прекрасного.
Кино еще и способно сосредоточить в себе все другие виды искусства и именно оно, вроде бы останавливает нашу жизнь, перенося нас в другую реальность, давая нам возможность постигнуть свой потенциал, именно оно способно полностью, во всей красоте, показать идею культуры в целом. Литература, живопись, театр, музыка — это столбы, на которых держится кино, и именно оно дает нам возможность максимально постигнуть, увидеть, почувствовать в себе человека, природу; оно показывает, что у нас есть еще шанс выйти из современного кризиса.
Но для того, чтобы киноискусство было и процветало нужны творцы; художники, которые способны соединить все нужные элементы в единое и сбалансированное целое. В мире кино достаточно много талантливых личностей, которые подарили нам ряд шедевров на века, среди них можно отдельно выделить одного из них — АНДРЕЯ АРСЕНЬЕВИЧА ТАРКОВСКОГО — гения вне времени, который сделал очень много для того, чтобы поднести кино на новый этап своего логического развития, большого человека, а в мире кино — талантливого художника, из-под кисти которого выходили полотна-шедевры, которые сами по себе способны очаровывать, удивлять, дарить нам осмысление того, что человек способен на культурный подвиг, который может изменить целые поколения; Тарковский стал «культовым поводырем» в нашем темном мире.
В течение своей жизни Андрей Тарковский создал 7 полноценных кинокартин, каждая из которых стала своеобразным большим, великолепным шедевром в мире кино. А. А. Тарковский в который раз (в очень длинном списке больших деятелей кинематографа) доказывает нам своими работами, что кино способно изменять человека, раскрывать нам глаза на невидимый мир, который можно почувствовать, отбросив материалистические стереотипы нашего мира, что оно является одним из видов искусства.
В своих фильмах Тарковский поднимает достаточно много сложных, философских вопросов — «В чем смысл жизни?», «Что такое счастье?», «Кто мы, какая наша цель на этой планете?», «Где Бог?», «В чем наша сущность, как человека?», «Что нас ожидает в будущем?» и т. д.; почти в каждой картине можно выделить тот или иной вопрос, оформленный мистическим символизмом, который тесно переплетен с логическим рационализмом нашего ума, сознания. Но не только одними вопросами живут его творения, сам автор вместе с зрителем также ищет ответы на эти вопросы, используя искусство как средство, кино как форму. Но большей может стать проблема, когда мы получим ответы на свои самые сложные вопросы — удовлетворят ли они нас; парадокс?
«Зеркало» — это своего рода одно из семи чудес философского света выдающегося гения кино А. А. Тарковского, которое насквозь пропитано экзистенциально-символическими идеями, которые автор открыл и пронес в течение своей жизни и дал возможность почувствовать нам духовность, спокойствие этого мира и природу человека, поделившись с нами своими личными ощущениями, переживаниями, эмоциями, за что ему огромная благодарность! Как говорил сам Тарковский «Кинематограф — это искусство, которое отображает время» и именно в «Зеркале» он не только его остановил, но и в определенной мере раскрыл его сущность, напомнил нам, что мы люди духовные и что все проходит (как например детство) и что нужно каждое мгновение своей жизни не просто существовать, а именно ЖИТЬ!
Только анализировать сам фильм недостаточно; его нужно понять, но порой постигнуть скрытый символизм в каждом кадре фильмов Тарковского кажется делом сложным, невозможным, он для зрителя и далекий гений и в то же время близкий, родной. Именно картина «Зеркало» нам это показывает: сколько разных интерпретаций существует — что это: личная исповедь; чувственный сон; кино о матери; кино об ощущении вины перед родными, душевный разговор с близкими людьми; кино о нелегких временах войны и ее последствиях; кино о времени, детстве, переживаниях, о нереализованных делах… — список можно продолжать, все зависит только от самого зрителя и его жизненного опыта — именно это вершина искусства, дарить нам ощущения своего «Я» — духовного, жизненного, человеческого… и показывать наш мир в совсем других тонах (неоднократно в своих воспоминаниях Андрей Арсеньевич говорил, что радуется когда люди по-разному воспринимают, трактуют его кино).
Каждый кадр у кинокартин художника-философа Андрея Тарковского можно «вырезать» из фильма, ставить в рамку и на стену: все настолько продуманное, величественное, доброе, вроде бы какой-то мистический мастер захватил время и пространство и дал нам возможность наслаждаться, думать над этим абстрактным моментом нашей жизни в этом временном мире.
«Зеркало» — мистическое название для картины-притчи Тарковского, которое само в себе несет скрытый символизм — зеркало души, личности, мира… Наверное, каждый из нас загадочно всматривался в зеркало, видел себя, свое отражение, но заглядывал ли каждый туда дальше, у себя внутрь, обходя материальную иллюзию своего «Я», или же банально «не хотел разглядеть свою сущность». Если поставить два зеркала друг перед другом, то они образуют бесконечность, так и с человеком, можно всматриваться в себя и видеть бесконечную линию времени, сомнений, свою судьбу… или же попробовать постигнуть эту бесконечность из другой, духовной точки зрения; ведь если всматриваться в черную бездну достаточно долго, то она может поглотить нас навсегда.
«Зеркало» одно из немногих кинокартин — шедевров, которые постигнуть, познать нужно не только умом, логикой но и почувствовать сердцем, «пропустить его сквозь свою душу», именно тогда мы сможем заговорить на полную грудь — «Я могу…», «Я понимаю…», «Я чувствую…», «Я веру…», «Я живу!»… В фильме говорится, что «поэт должен вызывать душевные переживания» и Андрей Арсеньевич Тарковский таким и был — загадочным художником, поэтом, философом… нашей жизни и этого мира — «Человеком, который увидел ангела»
10 из 10

13 сентября 2013 | 13:13

Supersuslik

Кино не для каждого

С самого начала фильма я особо не обольщался. Не верю, чтобы режиссёр, тем более такой, как Тарковский, снимал кашу, чтобы неожиданно перейти в захватывающий сюжет. Но всё же, когда возникла надпись «Конец фильма», я немного удивился. Фильм не имеет начала, определённого сюжета, так ещё без конца.
Я не говорю, что это кино для избранных. «Избранные» слишком неправильное слово. Но по-настоящему понять, полюбить, почувствовать изюминку в фильме, может не каждый. Некоторые под него заснут, другие выключат в середине. У каждого свои вкусы, не нужно говорить, что у кого-то вкус есть, а кого-то нет. Поэтому оценивать я не буду. Тем более оценивать подобные картины просто неправильно. Попробуйте дать оценку «Чёрному квадрату» Малевича и вы всё поймёте.

13 апреля 2009 | 19:27

Пересмотрела вчера этот фильм. Иначе, как гением, режиссёра назвать нельзя. По наполненности, символизму, эстетичности кадра этому фильму нет равных. Не знаю, как это удавалось Тарковскому, но он окольцовывает зрителя, втягивает его в гипнотический, сонный мир, где один человек представлен во множестве лиц, где всё связано со всем. Он смог вырваться за границы своего тела и сознания, увидеть со стороны свою жизнь, связи между родными людьми. Поистине этот фильм — полноценное художественное произведение со сложнейшей структурой.
Подбор актёров также достоин восхищения. Очень ярко исполнена роль матери и жены главного героя. Актёры не играют, а проживают, существуют в своих персонажах.
В настоящее время американская традиция заставляет весь мир снимать и предпочитать фильмы, строящиеся на сильных эмоциях зрителя, потрясениях, трагедиях, фильмы, привязанные к реальности, как камнем прижатые к земле, к обыденности, к здесь и сейчас. Тарковский — один из немногих режиссеров, обращающих зрителей вглубь себя, погружающих в гипноз, в собственную душевную память. Это я считаю величайшим даром художника.
10 из 10

6 августа 2012 | 10:34

Feodosya

Фильм-слияние.

Почему, ну почему так притягателен этот фильм? Его смотришь чуть-чуть ревниво, ни с кем, боясь уронить пропущенное слово или кадр. Это все понятно: символы, которые стоит интерпретировать, бессознательные связи прошлого и настоящего, роль наших родителей с тем багажом, что мы несем с собою всю жизнь… Это все-все понятно.
Мне так дорог этот фильм, потому что все в нем дышит неизбывной связью Земли и Космоса. Откуда у Тарковского такое поражающее свойство таланта сделать картину абсолютной причастности Земли к Космосу, когда каждая дышащая травинка, хрустящие ветки, опасно неумолимый огонь, прикасающийся ветер, тяжелая вода, облипающий дождь, гулкие звуки, тайны отношений, признаки времени, слова, мысли — все-все сплетено вместе с бескрайним Пространством, нет ему границ.
Главной женщине фильма это дано — земная красота и неземное молчание. Это дерзость, спросить, а что же больше: грандиозный в своей живой открытости Космос или бездонный в своей закрытости мир человеческих чувств? Не нужен этот вопрос, здесь нет противопоставления, они нераздельны, как в строчках А. Тарковского, что звучат нараспев, воспевая вечную загадку большого Чувства. «Простые вещи… мята нам под ноги…»
10 из 10

22 февраля 2014 | 01:38

tom stoppard

Зеркало и жертва.

Восприятие меняется с возрастом. В детстве оно чистое, мы видим то что есть, без сопровождения мыслей. Дальше зеркало восприятия замутняется и мы видим не саму вещь, а описание этой вещи. Женщина наполняет мужчину, лишает его комплексов, вкладывает в него смысл-слово, происходит взросление. Без мужчины женщина начинает захлебываться своими мыслями, их нужно кому-то сливать. Мужчины часто останавливают мысли водкой, а подруга Лиза очень грамотно «вылечила» мать героя, обозвав ее сумасшедшей, когда все нянькались, встретила воду огнем. Может поэтому вода в душе закончилась перед появлением костра, а Лиза с чувством выполненного долга, уходя, пританцовывала. Слишком много мыслей-воды не дают воспринимать реальность правильно, точно так же как и слишком много огня может пережечь человека. Может поэтому у военрука сердце било 60 ударов в минуту, когда у нормального человека в такой же ситуации колотило бы все 200. Для матери огнем был уход мужа, ну а для мальчика с чистым зеркалом огонь есть не мысли о Боге в костре, а просто огонь, возможно именно то, чем он и является на самом деле. Мальчик, живя в неполной семье только с матерью, не получит образа мужчины которому он будет подражать, он будет фантазировать и погружаться в иллюзии. Главный герой умирает от чувства вины, которая так же пришла и к сыну Игнату, он так и не смог ее прогнать, он знает, что виноват своим существованием перед матерью. Без него ее жизнь могла измениться, когда давала шанс, знаки в виде ветра, мать при этом всегда оглядывалась на детей. Очень мало матерей-одиночек отдают себе отчет в том, что мальчика нельзя сюсюкать и ограждать от реальности, не пускать в армию, эгоистично подменяя отсутствующую любовь мужа — любовью сына. Когда мать зарубила петуха, она поняла, что ее жизнь такая какая есть, из-за любви к мужу (летала). Может поэтому она смеялась и плакала, когда муж многим раньше спрашивал кого она хочет: мальчика или девочку? Обе женщины любят своих детей, но при этом одна избрала любовь, а другая расчет (мужа не любят, а уважают, называя по имени-отчеству), одна даст своим детям все, а другая будет страдать от того, что не может обеспечить даже самым необходимым. Мать осознала точку отсчета, позади жертвенный крест (опора ВЛ) после которого она сразу же постарела, рядом дети, а жизнь без мужа стала как в том грязном колодце. Если бы герой понял, что ему нужно сделать то же самое, что сделала и его мать, принеся себя в жертву сыну, может не мучился, и окружающих бы не мучил, точно так же как и героиня в фильме «Антихрист» не выполнив своего предназначения, пришла к саморазрушению.

4 января 2016 | 11:36

bedaZZeled86

«Смотрюсь в тебя, как в зеркало…»

Незадолго до просмотра данной картины мне довелось посмотреть весьма занятное документальное кино о сотрудничестве Георгия Рерберга (главного оператора фильма «Зеркало») и режиссёра А. Тарковского. Те факты, которые трудно назвать недостоверными, повлияли на мою последующую оценку и мнение по отношению к данной киноленте.
«Двум гениям на одной съёмочной площадке не ужиться»
Этими словами можно было бы и как нельзя лучше объяснить постоянное недовольство работой Рерберга только уже на съёмках небезызвестного «Сталкера» и последующее за этим отстранение его от съёмочного процесса. Но радует хотя бы то, что в процессе создания «Зеркала» двум гениям, всё-таки, удалось достичь компромисса в реализации своих творческих идей.
Детство…То время, с которым у многих связаны только самые лучшие и приятные воспоминания. В «Зеркале» же нам показывает своё детство главный герой, от лица которого и ведётся повествование. От нас скрывают его лицо, и мы слышим только его голос, но этого достаточно, чтобы представить себе какой перед нами человек, а нарисовать его образ каждый способен будет по-своему, если Вы вообще посчитаете это нужным. Потому что, на мой взгляд, например, это не столь важно и перед нами просто персонаж без лица и тем интереснее становится наблюдать за происходящим, когда героиня Маргариты Тереховой будто обращается не к нему, а к тебе, зритель, сидящему по ту сторону экрана.
На протяжении фильма нас то и дело переносят в другое время, где главный герой убеждает нас в неоспоримом сходстве своей матери и своей бывшей жены Натальи (М. Терехова), делится воспоминаниями из своего детства за то время, что он жил в деревне, ну а мы уже, в свою очередь, как бы проецируем те былые события на то, что происходит с ним в настоящий момент.
Хвалить этот фильм стоило бы, прежде всего, за то, что он ужасно красив!!! С эстетической точки зрения он, действительно, великолепен. И в этом, конечно же, заслуга главного оператора Г. Рерберга, которому удалось, на мой взгляд, самое главное — почувствовать ту атмосферу, которую хотел передать Тарковский. «Каждый из них показал что-то из своего детства», но вместе им удалось создать свой маленький мир, мир воспоминаний, погружаясь в который кажется, ощущаешь воздух, в котором чувствуется запах леса, травы и полевых цветов, силу ветра перед грозой, прохладу и дождь, слыша звук падения капель на стекло. Также не менее красиво в фильме использованы два элемента: вода и пламя. Соединить то, что, по сути, не может существовать едино возможно только в кино. Никакой компьютерной графики и других технических средств, только грамотно и точно выстроенный кадр, правильный ракурс и видение настоящего художника — и как результат, удивительно красивое и незабываемое зрелище.
Наверно, у каждого после просмотра «Зеркала» возникнут свои мысли, а главное, свои впечатления. Но главное, на мой взгляд, это то, что можно заметить, или лучше сказать, «прочитать» в этом фильме. Тема материнской любви, тема памяти и, конечно, время, с которым меняется всё вокруг, и мы в том числе.
Смотрясь в зеркало, что каждый из нас видит в своём отражении? Кто-то ответит просто: себя, конечно! Да, безусловно, он будет прав, но если попробовать посмотреть на себя по-другому, то можно будет увидеть черты своих родителей, например, или же едва заметный шрам, как следствие твоего шумного и баламутного детства — и всё это позволит тебе вернуться, пускай и ненадолго, но всё же, туда, в то время, в котором осталась частичка, быть может, самого лучшего, частичка лучшего… ТЕБЯ.

14 апреля 2011 | 21:55

Изоп

Адаптация сна

Эта картина являет собой не что иное, как чувственный сон, который с первыми рассветными лучами стремительно ускользает из памяти вспугнутый назойливым вниманием проснувшегося сознания с его бескомпромиссным стремлением все проанализировать и упорядочить. Из темных глубин своей памяти Тарковский достает на свет эту нестабильную как эфир сущность, состоящую из не отягощенных морализаторством странных образов и хитросплетения, трудно идентифицируемых ярких эмоций, и при помощи своего исключительного таланта бережно переносит ее на пленку, даря нам уникальную возможность окунуться в атмосферу чувственных эмоций, увидеть сон наяву, минуя цепкие объятия Морфея.
В пользу той версии, что некоторые фильмы Тарковского это киноадаптация его снов, говорит еще то, с какой фанатичной скрупулезностью он выстраивал сцены, творя на съемочной площадке одному ему понятное действо, категорически не приемля других мнений и считая актеров лишь инструментами для достижения своей цели и не более. Ведь как можно давать совет, о том чего не видел?
Фильм «Зеркало» не ставит перед собой задачу выстраивания диалога между режиссером и зрителем. Это интимный монолог Тарковского, а точнее пересказ своих чувств и эмоций, известным лишь ему способом подбора и упорядоченного чередования образов, способных дублировать эти самые эмоции у зрителя. Мальчик, смотрящий на себя в зеркало, ветер гнущий кроны деревьев, главная героиня отрубающая голову петуху. Многие говорят про скрытый символизм и пытаются проводить параллели, но все это пустое. Сон не имеет телесной оболочки, его нельзя ухватить руками и рассмотреть со всех сторон. Так что, приберегите свою логику и анализ для других фильмов, а здесь просто смотрите и… Да, просто смотрите.
10 из 10

13 июля 2013 | 07:26

ещё случайные



Как сделать порвавшуюся цепочку

Как сделать порвавшуюся цепочку

Как сделать порвавшуюся цепочку

Как сделать порвавшуюся цепочку

Как сделать порвавшуюся цепочку

Как сделать порвавшуюся цепочку

Как сделать порвавшуюся цепочку

Как сделать порвавшуюся цепочку

Как сделать порвавшуюся цепочку

Как сделать порвавшуюся цепочку

Как сделать порвавшуюся цепочку

Как сделать порвавшуюся цепочку

Как сделать порвавшуюся цепочку

Как сделать порвавшуюся цепочку

Как сделать порвавшуюся цепочку

Как сделать порвавшуюся цепочку